«ФГОС дошкольного образования

– детям с ограниченными возможностями здоровья»

 

      В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с  новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО),  которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада,   воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, изо - руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.

       В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения дошкольного   образования детьми с ОВЗ в   дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные  образовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

      Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлено: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.

   Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы  и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013), в которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно диагностическим данным специалистов ДОУ у детей зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и  в общении со сверстниками:

-отсутствует мотивация к познавательной деятельности;

-темп выполнения заданий очень низкий;

-нуждаются в постоянной помощи взрослого;

-низкий уровень развития свойств внимания, мышления;

-трудности в понимании инструкции;

-инфантилизм;

-нарушения координации движений;

-низкая самооценка;

-повышенная тревожность;

-высокий уровень психомышечного напряжения.

-низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

 Главная задача педагогов, при работе с  такими детьми, это не высокие достижения в усвоении  образовательной программы ДОУ, а адаптация детей с ОВЗ к социуму.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями должна вестись тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

Функционирование системы включает ряд этапов.

1этап. Сбор сведений о ребенке.

Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят медицинский работник, педагог - психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор  по физическому воспитанию, педагог дополнительного образования, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.

2этап. Анализ полученной информации о ребенке.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

3этап. Определение образовательного маршрута.

На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:

1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на  образовательных и коррекционных занятиях.

2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на  образовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

3 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.

На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальная коррекционная программа содержит  следующие разделы:1. 1.Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.2. 2.Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные  образовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.

4 этап. Реализация рабочей программы.

В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.

5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.

На МПпК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с  ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется  индивидуально-дифференцированный подход.

Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, специалистов, медицинских работников.

В   детском саду должна быть  организована специальная  развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования. В группах ДОУ и кабинетах специалистов  в развивающие зоны  включены игры и пособия по системе В.Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления. Развивать процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.

Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Н.В.Нищева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и программа «От рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть.

.